воскресенье, 6 ноября 2016 г.

Михал, ангел, архангел и архангелы.

Нет наверное такой злободневной темы на межконфессиональном форуме, чем тема архангела Михаила. По остроте и частоте споров, она не уступает извечной и нескончаемой теме "Троица". Чем же вызван такой интерес к этому персонажу Писания, который то и встречается в Библии всего пару-тройку раз? Виной тому утверждение Свидетелей Иеговы о том что Михаил и Иисус одно лицо. Не обошлось однако и тут без Троицы. В сознании современного верующего в Троицу, утверждение, что архангел имеет какое-то отношении к личности Иисуса, недопустимо, ввиду того, что Михаил все таки ангел, а Иисус Бог. Хотя, как мы ниже увидим, не все верящие в Троицу чураются Христа в ипостаси архангела Михаила.


Беглый взгляд на Михаила

На страницах Писания, об архангеле Михаиле, говорится очень мало. Вот все места Библии где встречается герой нашего исследования:

Даниил 10:13: ...Но князь царских владений Персии противостоял мне двадцать один день, и вот, Михаил, один из главных князей, пришёл ко мне на помощь. Я же оставался там с царями Персии.
Даниил 10:21: 21 Но я расскажу тебе то, что записано в книге истины, и никто не поддерживает меня в этом, кроме Михаила, князя вашего.
Даниил 12:1: ...В то время поднимется Михаил, великий князь, стоящий за сыновей твоего народа. И настанет тяжкое время, какого не бывало с тех пор, как появился народ, и не будет до того времени. И в то время твой народ спасётся, спасётся каждый, кто записан в книге.
Иуды 9: ...Но даже архангел Михаил, когда спорил с Дьяволом о теле Моисея и не соглашался с ним, не посмел осудить его в оскорбительных выражениях, но сказал: «Пусть Иегова осудит тебя».
Откровение 12:7: ...И на небе разразилась война: Михаил и его ангелы сражались с драконом и дракон и его ангелы сражались с ними.
Есть еще одно место с упоминанием архангела.
1 Фессалоникийцам 4:16: 16 потому что сам Господь сойдёт с неба с призывом, с голосом архангела и с Божьей трубой, и умершие во Христе встанут первыми.
При беглом взгляде на Михаила, обращают на себя следующие подробности:
  • Михаил не известен израильтянам до вавилонского плена.
  • Михаил имеет титул Великого князя и назван одним из главных князей.
  • О том что Михаил является архангелом, читатели Писания узнают лишь из письма Иуды.
  • Михаил является заступником народа Иеговы, его покровителем.
  • Почти все сцены, где появляется Михаил, являются батальными. Иуда описывает Михаила спорящего с Диаволом.
  • Иоанн в Откровении, полученном от Бога, описывает Михаила как главнокомандующего в схватке против Сатаны и его ангелов. 

Кто верит в то что Иисус есть архангел?
Выше я возложил часть вины за отчаянное сопротивление мысли о тождественности архангела и Иисуса, на Троицу. В умах современных верующих в нее, не приживается эта идея.  Но то ли Троица стала другой, и все больше и больше отвоевывает себе значимость, и поэтому ревностно сопротивляется любому понижению в должности и статусе, то ли раньше верующие были не такие ангажированные.
Современные тринитарии так сплоченно выступают сегодня против идеи тождества Иисуса и Михаила, что становится неловко за их отцов и соратников, которые проявляли и проявляют доселе веру в архангела Иисуса. Вот навскидку пример  того, что вера в Троицу не мешает вере , что Иисус архангел: Почему Архангел Михаил - одно из имен Иисуса Христа ? А если этой теме уделить достаточно времени и усердия, то можно нарисовать полную картину по вопросу кто верил и верит в архангела Иисуса.
Вскользь и косвенно обратим внимание на иудеев. Баркли в своем комментарии к Новому Завету пишет:
2. Во втором варианте перевода говорится об Иисусе Христе как об Агнце, закланном от создания мира. Близкой параллелью этому является 1 Пет. 1,19.20, где Петр говорит об Иисусе и Его жертве, предназначенных еще прежде создания мира. Иудеи верили, что архангел Михаил был сотворен до основания мира, чтобы выступать посредником между Богом и Израилем, и потому для мышления иудея не было ничего особенного в фразе о том, что Иисус был избран еще до начала мира, чтобы быть Искупителем человечества.
С иудеями понятно. Как же с теми кто называет себя христианами обстоит дело?

Протестантский богослов Кальвин, в своем комментарии к книге Даниила говорит:
Как мы утверждали вчера, Михаил может означать ангел; но я поддерживаю мнение тех, кто отождествляет его с личностью Христа, потому что это согласовывается с тем, что он представлен восстающим на защиту его избранного народа.
 Еще один протестантский богослов и комментатор Писания Джон Уэсли, комментируя ту же библейскую книгу пишет:
Михаил- он же Христос - является защитником церкви, в то время как все князья земные оставляют или противоборствуют ей.  John Wesley's commentary on Daniel 10:21. 
Женевская Библия, появилась на свет благодаря английским протестантам,  Уильяму Уиттингему и его помощникам, в 1560 г. Этот труд известен своими комментариями на полях. Комментируя Даниила двенадцатую главу, издатели пришли к следующему выводу:
Ангел тут отмечает две вещи, первое что церковь будет в великом страдании и трудности во время прихода Христа и второе, что Бог пошлет ангела избавить ее, которого Он называет Михаил, подразумевая Христа, который провозглашен проповедью Евангелия.
_____________________
Конец первой части. Продолжение следует.





Комментариев нет:

Отправить комментарий